?

Log in

No account? Create an account
Религиозный рационализм старообрядцев - Исторические заметки [entries|archive|friends|userinfo]
Исторические заметки

[ website | История России ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Религиозный рационализм старообрядцев [Aug. 18th, 2013|02:49 am]
Исторические заметки
[Tags|]

Как известно, среди старообрядцев было много весьма успешных купцов. Разные мнения есть по поводу причин этого.
Вот одно из них:

Гершенкрон пришел к выводу, что «невозможно найти что-либо в религиозном учении старой веры», способное объяснить необычный экономический успех старообрядцев. При этом он не прибегал к анализу источников. Сам вывод об отсутствии в старой вере религиозного рационализма исследователь сделал на том лишь основании, что старообрядчество, как и православие в целом, является мистической формой христианства. В итоге Вебер счел, что «социальное положение преследуемой группы» («аутсайдера» общества), которой деньги были необходимы для выживания и «поддержания своего гонимого культа», — главный, ведущий фактор. Все качества, которые способствовали хозяйственному успеху староверов: «аккуратность, честность, надежность, трудолюбие и бережливость», — сформировались как «защитная реакция на [религиозную] нетерпимость» властей и затем закреплялись и развивались.

Дж. Армстронг, С. Блэк, Р. Крамми, Дж. Ракман, А. Рибер и другие поддержали тезис об «аутсайдерской группе», сочтя, что религиозные ценности старообрядцев не играли роли, адекватной соответствующим положениям в протестантизме. При перечислении определенных черт этоса старообрядцев они характеризуются как «профессиональные», «групповые», «корпоративные», вызванные к жизни «требованиями делового мира» и т. п. Если же речь идет о протестантах, те же элементы называются уже «религиозными». Встречаются даже выводы об отсутствии у староверов особой религиозной этики.


А Валерий Керов в статье "Религиозный рационализм как фактор развития старообрядческого предпринимательства" выдвигает и обосновывает совсем другую версию:

"...проведенный нами анализ как архивных, так и опубликованных источников старообрядческого происхождения показал, что именно религиозный рационализм стал важным фактором воздействия на возникновение и развитие старообрядческого предпринимательства".


А в чём именно заключался религиозный рационализм старообрядцев и как этот рационализм сформировался, вы узнаете, если прочитаете статью по вышеприведённой ссылке. Всем, интересующимся историей купечества вообще и старообрядчества в частности, рекомендую прочитать.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: misha_makferson
2013-08-18 07:50 am (UTC)
>При перечислении определенных черт этоса старообрядцев они характеризуются как «профессиональные», «групповые», «корпоративные», вызванные к жизни «требованиями делового мира» и т. п. Если же речь идет о протестантах, те же элементы называются уже «религиозными». Встречаются даже выводы об отсутствии у староверов особой религиозной этики.

Хе, как-то странно эти товарищи рассуждают. Ведь радикальные протестанты тоже были аутсайдерской группой даже в протестанстких странах. Например среди американской буржуазии было относительно больше пресвитириан и прочих всяких квакеров. Собственно они уехали из англиканской Великобритании потому что диссидентам в Англии было не очень удобно жить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pranava
2013-08-19 03:21 am (UTC)
Все, кому надо выживать, вынуждены вертеться. Чем дольше существует такая "общность", тем больше в ее идеологии не только рационализма, но и опоры на практику (казуистики), тем более склонна она оправдывать любые средства к выживанию, включая не только торговлю, но и ростовщичество, и прямое вероломство (по отношению к остальным). Наиболее яркий (поскольку наиболее длительный) пример у всех перед глазами (хоть в телевизоре), а старообрядцы также не могут быть исключением.

Американцы Росс и Нисбетт, пытаясь оправдать исключительно евреев, ввели для этого даже особый термин "посредническое меньшинство" (middleman minority), и хотя цели своей они не достигли (так как ничего аналогичного в современной истории просто нет), сама идея кажется мне вполне жизнеспособной.
(Reply) (Thread)