?

Log in

No account? Create an account
Советский изобретатель Алексей Иванович Бахмутский - Исторические заметки — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Исторические заметки

[ website | История России ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Советский изобретатель Алексей Иванович Бахмутский [Sep. 1st, 2012|02:52 am]
Исторические заметки
[Tags|, ]

В предыдущей заметке про угольный комбайн Якова Гуменика было ошибочно сказано, что комбайн, созданный Гумеником в 1954 году, был первым в СССР. Это не так, на что указал razvitie_rechi.

Исправляя данную ошибку, расскажем о советском изобретателе Алексее Ивановиче Бахмутском.

В 1931 году был объявлен первый Всесоюзный конкурс на создание горного комбайна, а в 1932 году - второй. Было предложено 50 конструкций комбайнов, 4 из них, в 1932 году, реализованы на практике.
Одна из них принадлежала Алексею Ивановичу Бахмутскому, главному механику Первомайского рудоуправления треста «Кадиевуголь»). Комбайн Бахмутского, названный Б-1, был первой машиной в мире, одновременно выполнявшей зарубку, отбойку и навалку угля в забое.

В августе 1932 Б-1 спущен в ш. «Альберт» треста «Кадиевуголь» для испытаний. Производительность до 20 т/час, что увеличило производительность труда рабочего по лаве в 3 раза. Почти одновременно с Бахмутским в тресте «Кадиевуголь» коллектив механизаторов под руководством инженеров В.Г. Яцких и Г.И. Роменкого предложили конструкцию комбайна ЯР-1. ЯР-1 изготовлен в 1931 году и после испытаний рекомендован для промышленного изготовления.

Стоит отметить, что комбайн Б-1 был собран только силами мастерских Первомайского рудоуправления.


А. И. Бахмутский в девятнадцатилетнем возрасте.

После ряда усовершенствований Горловский завод им. Кирова выпустил в 1939 промышленную серию комбайнов Бахмутского (5 машин типа Б-6-39), которые успешно работали на шахтах Донбасса до начала Великой Отечественной войны в 1941. Конструктивные решения, предложенные Бахмутским, в дальнейшем нашли применение во многих типах советских комбайнов (например, «Донбасс» и «Горняк»).

Алексей Иванович Бахмутский родился в 1893 г. в поселке Петрово-Марьевка Луганской области (ныне г. Первомайск) в семье шахтёра. В тринадцать лет, закончив церковноприходскую школу, пошёл работать на шахту. В 16 лет стал камеронщиком — дежурным у подземных насосов. В его должностные обязанности также входило разбираться в механизмах и быть слесарем.


В 18 лет его пригласили на шахту «Татьяна» работать мастером электромеханических мастерских. Редкий случай в практике — на такие должности владельцы чаще приглашали иноземных специалистов.
Летом 1914 года Алексея Бахмутского призвали в армию и, как опытного мастера, о чем указывалось в сопроводительном письме с шахты, определили в команду связистов, а оттуда направили на военный завод. Тут он проявил свои способности изобретателя и предложил телефонно-фонический вызов для телеграфных аппаратов. Изобретение оказалось настолько удачным, что вскоре стало применяться на всех военных телеграфах.
После революции вернулся в родные края и пошёл работать механиком на шахту. В 1920-м году женился.
В 1924 году механик Бахмутский взялся внедрять на шахте купленную за границей врубовую машину. А когда мощным потоком пошел из механизированной лавы уголек, он был выдвинут на должность главного механика Первомайского рудоуправления, объединявшего более десяти шахт. Случилось так, что в это время задержались с прибытием механики немецкой фирмы «Эйгофф», обязанные по договору смонтировать и пустить в лавах Первомайского рудоуправления пять врубовых машин — новинок горной техники. Бахмутский вызвался решить эту задачу вместо немецких механиков, с чем успешно справился, для чего привлек лучших механиков и слесарей с шахт управления.
Затем занимался усовершенствованием конвейеров фирм «Фрейлих» и «Клюпфель», которые требовали частых ремонтов. Сделанный в мастерских Первомайского рудоуправления конвейер оказался столь надежным, что его после опробования рекомендовали к повсеместному распространению.
Как уже было сказано выше, в 1932 г. Бахмутский спроектировал и собрал в мастерских управления комбайн Б-1.


Авторское свидетельство на угольный комбайн, выданное А. И. Бахмутскому.

В сентябре того же года Кадиевский горком партии рассмотрел информацию об испытаниях Б-1 и принял решение всеми силами помочь поскорее пустить такие машины в забои. «Придавая огромное значение этому новому механизму в горном деле, обещающему большое будущее в деле социалистической механизации Донбасса, горпартком считает необходимым: поручить тресту Кадиевуголь поставить перед Наркомтяжпромом вопрос о выпуске первой серии комбайнов для развернутого применения их в нескольких шахтах». Через несколько дней технический совет треста Кадиевуголь заслушал отчет Бахмутского. И здесь было отмечено, что проблема создания комбинированной машины, позволяющей одновременно производить зарубку, отбойку и навалку угля, с изобретением Бахмутского «принципиально и практически решена».


Шахта «Альберт», где в 1932 году производились испытания первого в мире угольного комбайна.

После этого за семь лет Бахмутский с группой энтузиастов в условиях шахтных механических мастерских создал шесть моделей угольных комбайнов. В январе 1939 года в числе первых горных инженеров страны Алексей Иванович Бахмутский был награжден орденом Ленина.

Скончался изобретатель 25 сентября 1939 г. после того, как получил травмы при испытании нового комбайна С-24 производства Горловского машиностроительного завода им. С.М. Кирова.


Памятник Бахмутскому в Первомайске

Источники
1. Бахмутский, Алексей Иванович
2. Возникновение угольного комбайностроения
3. Г. Яковлев. Алексей Иванович Бахмутский // глава из книги "Советские инженеры" серии ЖЗЛ.
LinkReply